Прокуратурой Усть-Лабинского  района организовано проведение тематической «горячей линии» по вопросам соблюдения прав граждан на надлежащие условия труда в целях выявления работодателей, уклоняющихся от исполнения обязанностей по охране труда.
В случае нарушения прав граждан они могут обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением, либо позвонить по номеру телефона 8-861-35-5-23-30.


1. Видеоролики по киберграмотности (без звука) 

2. Видеоролик по киберграмотности (со звуком

3. Аудиоролики по финансовой грамотности 

4. Печатные материалы по киберграмотности 

5. Макеты для платежных поручений 


Рассказываем об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Незаконный оборот оружия способствует росту преступности и в стране, и в мире, представляет реальную угрозу общественной безопасности и является главным катализатором преступности, поскольку может порождать совершение тяжких преступлений, в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц, в том числе к уголовной ответственности по ст.222 УК РФ.

Учитывая общественную опасность преступления, а также в зависимости от тяжести совершенного преступления наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста и лишения свободы.

Вместе с тем лицо, добровольно сдавшее вышеупомянутые предметы, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Помните, соблюдение правил обращения с оружием - залог безопасности жизни и здоровья.


Статьей 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма, которая наступает в случаях:

– отрицания фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси;

– одобрения преступлений, установленных вышеназванным приговором, а равно распространения заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенных публично.

Указанная статья также предусматривает ответственность за:

– совершение указанных деяний лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения;

– распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично.

В зависимости от тяжести совершенного преступления виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа, принудительных работ, обязательных работ, исправительных работ, а также лишения свободы.

Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 16-летнего возраста.
 

Прокурор отдела по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел прокуратуры Краснодарского края

Гусельников Д.В.


Прокуратурой района 13 и 20.06.2024 с 13.00 до 15.00 в Усть-Лабинском районном отделении судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю будет проведен прием граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в том числе при обращении взыскания на денежные средства социально незащищенных категорий граждан и на имущество лиц, идентифицированных в качестве «двойников» по исполнительным производствам.


Объявление

Прокуратурой района  18 и 25.04.2024 с 14.00 до 16.00 в Усть-Лабинском районном отделении судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю будет проведен прием граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в том числе при обращении взыскания на денежные средства социально незащищенных категорий граждан и на имущество лиц, идентифицированных в качестве «двойников» по исполнительным производствам.



Прокуратурой Усть-Лабинского района проведена проверка по обращению законного представителя обучающегося одной из муниципальных общеобразовательных организаций о проверке законности дистанционного обучения в выпускном классе.

Установлено, что правового документа, определяющего порядок применения образовательной организацией дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в школе не имелось, как и законных оснований для издания приказов директором школы об организации реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий по основному расписанию уроков по субботам. При организации дистанционного обучения школой не исполнены требования законодательства о создании условий для участия в образовательном процессе всех обучающихся класса.

Кроме того, основанием для издания директором школы приказа о дистанционном обучении в одну из суббот послужило отсутствие обучающихся, в том числе по причине болезни.

При указанных обстоятельствах нарушены права обучающихся на уважение человеческого достоинства, охрану их жизни и здоровья.

Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении директора школы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. Судом директор школы признан виновным в совершении административного правонарушений и ему назначен административный штраф в размере 10 тысяч рублей.  

Старший помощник прокурора района
младший советник юстиции    Е.В. Заичко


Календарь проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Прокуратура Усть-Лабинского района предупреждает: Осторожно! Телефонные мошенники!


Объявление

Прокуратурой Усть-Лабинского района 30.11.2023 в 10 часов 00 минут, в преддверии «Международного дня инвалидов», который отмечается 03 декабря, планируется проведение «единого дня приема» инвалидов».

В прокуратуре района по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31, актовый зал 30.11.2023 в 10 ч. 00 мин. будет проводиться «единый день приема» инвалидов.

В рабочей встрече примут участие руководство прокуратуры района, представители отделения судебных приставов, общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», ГКУ КК - УСЗН в Усть-Лабинском районе, отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Усть-Лабинском районе, ГБУЗ «Усть-Лабинская ЦРБ» М3 КК, администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.


Объявление

Прокуратурой района 23.11.2023 с 14.00 до 16.00 в Усть-Лабинском районном отделении судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю будет проведен прием граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в том числе при обращении взыскания на денежные средства социально незащищенных категорий граждан и на имущество лиц, идентифицированных в качестве «двойников» по исполнительным производствам.


Объявление

В прокуратуре района по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31, актовый зал 31.10.2023 в 11 ч. 00 мин. пройдет рабочая встреча по вопросам соблюдения прав инвалидов.

В рабочей встрече примут участие руководство прокуратуры района, представители отделения судебных приставов, общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», ГКУ КК - УСЗН в Усть-Лабинском районе, отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Усть-Лабинском районе, ГБУЗ «Усть-Лабинская ЦРБ» М3 КК, администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

Все желающие, имеющие вопросы, обращения, жалобы по вопросам соблюдения прав инвалидов могут принять участие в рабочей встрече.


Объявление
 
11.10.2023 с 15-00 час. до 16-30 час. в прокуратуре УстьЛабинского района по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31, будет проводиться совместный с уполномоченными органами прием граждан - военнослужащих, а также членов их семей.

Объявление

В целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам, реализации их права на личное обращение в органы прокуратуры Российской Федерации во исполнение распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 года № 139/7р «Об организации проведения в органах прокуратуры Всероссийского дня приема предпринимателей» первый вторник каждого месяца в прокуратуре Усть-Лабинского района проводится прием предпринимателей по проблемным вопросам осуществления деятельности.

Прием предпринимателей осуществляется по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31, в рабочее время с 09.00 до 18.00 часов, с перерывом с 13.00 до 13.45 часов.


Объявление

         08.08.2023 с 10-30 час. до 12-00 час. в прокуратуре района по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31, будет проводиться совместный с уполномоченными органами прием граждан - военнослужащих, а также членов их семей.

 


Объявление

30.06.2023 года в 10-00 час в администрации Александровского сельского поселения Усть-Лабинского района по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х. Александровский, ул. Красная, 36 (кабинет No 1) будет вести прием граждан заместитель прокурора Усть-Лабинского района старший советник юстиции Оконов Д.А.


На Кубани размер компенсации за газификацию домовладений составляет 105500рублей

Граждане, ранее получившие компенсацию расходов на газификацию домовладении в меньшем размере, в случае подтверждения расходов в большем объеме вправе обратиться в управление социальной защиты населения за получением компенсации расходов на газификацию домовладения, при этом общий размер компенсации не должен превышать 105500руб.

Подать заявление на компенсацию могут жители, газифицировавшие домовладение после 17 сентября 2021 года. Компенсация предоставляется управлениями социальной защиты населения по месту жительства заявителя. Право на нее имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Краснодарского края, являющиеся собственниками домовладений, газифицированных в пределах границ земельных участков, относящиеся к следующим категориям граждан (либо имеющие в составе семьи постоянно проживающего совместно с заявителем члена семьи из числа указанных категорий).
Без учета доходов:
1) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
4) ветераны боевых действий;
5) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
6) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
7) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
8) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
9) лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
10) жертвы политических репрессий, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являющиеся пенсионерами;
11) удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также удостоенные званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
12) имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 10.01.2002 № 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26.11.1998 № 175 ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
13) инвалиды;
14) семьи, имеющие детей-инвалидов;
15) лица, призванные на территории Краснодарского края на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», либо проживающие на территории Краснодарского края, заключившие в период с 24 февраля 2022 года контракт о прохождении военной службы, и принимавших (принимающих) участие в специальной военной операции, либо направленные в воинские части военными комиссариатами с территории Краснодарского края, заключивших в период с 24 февраля 2022 г. контракт (контракты) о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), и принимавшие (принимающие) участие в специальной военной операции, а также члены семей указанных лиц;
16) многодетные семьи, соответствующие понятию «многодетная семья», установленному Законом Краснодарского края от 22.02.2005 № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае».


При условии, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) на дату обращения ниже двукратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Краснодарском крае:
пенсионеры после назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности, одиноко проживающие и проживающие в составе семьи.

При условии, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) на дату обращения ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Краснодарском крае:
малоимущие граждане, в том числе малоимущие семьи с детьми, признанные малоимущими в соответствии с Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года N 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае».
Необходимые документы для рассмотрения вопроса о предоставлении компенсации расходов по газификации:
заявление по форме, утвержденной приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
удостоверение и (или) иные документы, выданные уполномоченными органами, подтверждающие отнесение заявителя или члена его семьи к отдельным категориям граждан, определенным статьей 1 Закона Краснодарского края № 4700-КЗ;
правоустанавливающий документ на домовладение, газифицированное в пределах границ земельного участка, – в случае если сведения о домовладении отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта постоянного проживания заявителя (члена(ов) его семьи) из числа отдельных категорий граждан, определенных статьей 1 Закона Краснодарского края № 4700-КЗ, в домовладении, газифицированном в пределах границ земельного участка (в случае отсутствия регистрации по месту жительства заявителя и (или) членов его семьи из числа отдельных категорий граждан, определенных статьей 1 Закона Краснодарского края № 4700-КЗ);
договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по форме согласно приложению 2 к Правилам подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила 1547), либо договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по форме согласно приложению 8 к Правилам 1547;
договор(ы) на выполнение работ (оказание услуг, поставки товаров, купли-продажи и иных), связанных с осуществлением газификации домовладения (в случае заключения договора);
акт о подключении (технологическом присоединении);
акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), подписанный заявителем и газораспределительной организацией, по форме согласно приложению 3 к Правилам 1547;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг, поставки товаров, купли-продажи и иных) по установленным видам расходов на газификацию домовладения;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, а также документ, подтверждающий его полномочия, – в случае представления интересов заявителя иным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
письменное согласие иных собственников (представителей собственников) домовладения, газифицированного в пределах границ земельного участка, на предоставление компенсации расходов на газификацию домовладения одному из собственников домовладения – заявителю, – в случае, если домовладение принадлежит на праве общей собственности нескольким лицам.
Копии документов предъявляются одновременно с оригиналом.
Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации расходов на газификацию домовладения принимается управлением социальной защиты населения не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении компенсации расходов на газификацию домовладения и необходимых документов.


Елена Пустовит,
старший помощник прокурора Усть-Лабинского района


Объявление

17.02.2023 и 03.03.2023 года с 09-00 час. в прокуратуре района по адресу: г.Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31 планируется проведение тематическийприем граждан с участием руководителя Усть-Лабинского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю по вопросам обращения взыскания на денежные средства социально незащищённых категорий граждан и на имущество лиц, идентифицированных в качестве «двойников» по исполнительным производствам. Телефон «горячей линии» прокуратуры Усть-Лабинского района по вопросам мобилизации-89385561067.


Объявление

06.02.2023 года с 10-00 час. до 12-00 час в прокуратуре района по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31 будет планируется проведение тематический прием граждан с участием руководителя Усть-Лабинского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю по вопросам обращения взыскания на денежные средства социально незащищённых категорий граждан и на имущество лиц, идентифицированных в качестве «двойников» по исполнительным производствам.. Телефон «горячей линии» прокуратуры Усть-Лабинского района по вопросам мобилизации-89385561067.


Объявление

31.01.2023 года с 10-00 час. до 12-00 час в прокуратуре района по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Ободовского, 31 будет проводиться тематический прием граждан по вопросам мобилизации. Телефон «горячей линии» прокуратуры Усть-Лабинского района по вопросам мобилизации-89385561067.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» с 01.03.2023 устанавливается новый порядок освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование.
В частности, предусмотрено, что перед освидетельствованием должностное лицо информирует водителя о порядке освидетельствования с применением средства измерений (в соответствии с руководством по эксплуатации средств измерений), наличии сведений о результатах поверки данного средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Согласно обновленным правилам, освидетельствование можно будет проводиться лишь в присутствии двух понятых либо с видеофиксацией.
В случае, если прибор покажет более 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха, а водитель откажется признавать итоги освидетельствования, он будет доставлен в медучреждение. Также водитель будет доставлен в медучреждение в случае отказа от освидетельствования.


Старший прокурор отдела по назору за следствием и дознанием в органах внутренних дел прокуратуры Краснодарского края              
Глейкин Николай Николаевич


Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью и (или) имуществу пешехода

 Обязательства, связанные с возмещением пешеходу вреда, причиненного в результате ДТП его жизни, здоровью и имуществу, возлагаются на страховую компанию, застраховавшую ответственность водителя по ОСАГО в пределах установленной страховой суммы, а именно (п. п. 1, 2 ст. 1, ст. 7 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ):

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, - 500 тыс. руб.;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу, - 400 тыс. руб.

При этом если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью пешехода при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников ДТП, их страховщики осуществляют страховую выплату солидарно в пределах установленного максимума (п. 9.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

При определенных обстоятельствах, например при оставлении водителем места ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить водителю регрессное требование в размере такого возмещения (пп. "г" п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

В случае когда страховое возмещение, полученное потерпевшим от страховой компании, недостаточно для возмещения причиненного вреда в полной мере, водитель обязан самостоятельно возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. При причинении пешеходу увечья или ином повреждении его здоровья, помимо расходов на лечение, возмещению подлежит также утраченный им заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь (ст. 1072, п. 1 ст. 1085 ГК РФ).

Если потерпевший погиб, страховую сумму вправе получить лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца. При отсутствии таких лиц за страховой суммой вправе обратиться супруг, родители, дети потерпевшего, а также граждане, у которых потерпевший находился на иждивении (если он не имел самостоятельного дохода) (п. 1 ст. 1088 ГК РФ; п. 6 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).

Следует также учитывать, что регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате ДТП с участием этого транспортного средства (п. 5 ст. 14 Закона N 40-ФЗ). 

Заместитель прокурора района Шуткин Павел

Противоправное поведение в сети Интернет влечет за собой установленную законом ответственность

С развитием информационно – телекоммуникационных технологий распространилась порочная практика несанкционированного доступа к личным аккаунтам граждан в социальных сетях.

Аккаунт в социальной сети и содержащаяся на нем информация отнесены к охраняемой законом личной и семейной тайне, противоправный доступ к которой влечет за собой уголовную ответственность.

Неправомерным считается доступ к конфиденциальной информации или информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, лица, без согласия собственника или его законного представителя, при условии обеспечения специальных средств защиты информации (например, пароль).

Уголовная ответственность последует при наступлении в результате противоправных действий одного из последствий:

- уничтожение информации, то есть приведение информации или ее части в непригодное для использования состояние независимо от возможности ее восстановления;

- блокирование информации (например, изменение логина или пароля чужого аккаунта в социальной сети без согласия его владельца);

- модификация информации, то есть внесение изменений в компьютерную информацию (или ее параметры);

- копирование информации, то есть ее перенос на обособленный носитель при сохранении неизменной первоначальной информации, ее воспроизведение в любой материальной форме (от руки, фотографирование текста с экрана дисплея и т.д.).

Такие преступления включены в главу 28 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность за которые наступает с 16 лет.

Вместе с тем, противоправные действия, совершаемые в отношении чужого аккаунта в социальной сети, могут повлечь за собой уголовную ответственность и более строгое наказание по статье 137 УК РФ за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну и по статье 138 УК РФ за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан.

Прокуратура города напоминает гражданам о необходимости соблюдения правил безопасного поведения в сети «Интернет», сохранения в тайне паролей от аккаунтов и личных кабинетов, использования их более сложных вариантов, недопустимости указания в социальных сетях личной информации, доступ посторонних лиц к которой может скомпрометировать либо иным образом существенно затронуть репутацию, честь, достоинство, личную и семейную тайну.

Ст. помощник прокурора района Степанян Артур

Возмещение пешеходу морального вреда

Если вред причинен жизни или здоровью гражданина автомобилем как источником повышенной опасности, компенсация ему морального вреда осуществляется независимо от вины автовладельца. Размер такой компенсации определяется судом (ст. ст. 151, 1100, п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Принимая во внимание, что потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

При решении вопроса о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, суд будет учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. При этом наличие родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).

Если вред в результате ДТП причинен имуществу пешехода, то необходимо учитывать, что законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для компенсации морального вреда. Вследствие этого с учетом фактических обстоятельств дела не исключается возможность возложения судом на причинителя вреда обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими в том числе имущественные права гражданина, - в тех случаях и в тех пределах, в каких использование такого способа защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 6.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 45-П; Определения Конституционного Суда РФ от 16.10.2001 N 252-О, от 27.10.2015 N 2506-О).

Помощник прокурора района Васильева Мария

Прокуратура Усть-Лабинского района разъясняет: нарушение миграционного законодательства влечет за собой установленную ответственность как для иностранцев, нарушивших порядок пребывания в стране, так и для граждан Российской Федерации

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований закона в области миграционных отношений:

- частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы России или без такового за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в стране;

- предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет за собой административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового, что предусмотрено частью 1 статьи 19.27 КоАП РФ 

- за нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные статьей 18.10 и частью 2 статьи 18.17 КоАП РФ, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы страны или без такового.

Для должностного лица и юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства, за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства также установлен крупный штраф.

Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда может носить характер преступного бизнеса. За организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию страны статьями 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

Заместитель прокурора района Рыбка Константин

Уклонение от прохождения военной службы влечет за собой установленную законом ответственность

Порядок прохождения граждами Российской Федерации военной службы регламентирован федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на военном учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе.

Частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

При этом, умышленным уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин в военкомат по полученной повестке, а также к месту сбора для отправки в военную часть. 

Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны:        

- самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

- получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

- отказ от получения повестки или направления призывной комиссии под расписку;

- переезд на новое место жительства и (или) пребывания, в том числе не подтвержденные соответствующей регистрацией, без снятия и без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

В соответствие с частью 1 статьи 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Ст.помощник прокурора района Заичко Екатерина

Прокуратура разъясняет: неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, совершенная неоднократно, влечет за собой уголовную ответственность.

Частью первой статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителями без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, а именно, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

К уголовной ответственности за совершение преступного деяния могут быть привлечены: отец и мать, записанные родителями ребенка в книге записей рождений; лица, отцовство которых установлено в порядке, предусмотренном статьей 49 Семейного кодекса РФ; родители, лишенные родительских прав.

Часть вторая данной статьи предусматривает уголовную ответственность за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. К уголовной ответственности за совершение указанного преступного деяния могут быть привлечены трудоспособные совершеннолетние дети тех лиц, на содержание которых решением суда взысканы алименты. При этом, дети освобождаются от уплаты алиментов на содержание биологических родителей, лишенных родительских прав.

Санкция статьи предусматривает одинаковое наказание как по части первой, так и по части второй – в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года.

При этом, примечанием 3 к статье 157 УК РФ предусмотрена возможность освобождения совершившего преступление лица от уголовной ответственности в случае полного погашения последним задолженности по алиментам.

Помощник прокурора района Калиновский Дмитрий

ВС РФ указал, как третьему лицу погашать неденежное требование залогового кредитора к банкроту

В деле о банкротстве должника требование банка включили в реестр как неденежное. Оно основано на договорах залога акций. Затем суды утвердили положение о продаже ценных бумаг в редакции банка. По документу их цена почти в 50 раз больше, чем та, которую учли в реестре.

Другая компания захотела погасить требования кредиторов, но предложила заплатить банку сумму из реестра. Первая инстанция и апелляция согласились:

- после того как производство по делу прекратят, банк сохранит залоговые права на акции. Он не доказал, что трудно реализовать эти права вне банкротства;

- если компании отказать, требования иных кредиторов не удовлетворят;

- ожидание банка продать бумаги на торгах по цене выше реестровой - это лишь предположение.

По мнению ВС РФ, суды не учли в т.ч. его давнюю позицию. По ней оценочную стоимость применяют, чтобы отражать требования залогового кредитора в реестре и т.д. Окончательную цену формируют при реализации заложенного имущества. Только от фактической выручки зависит, какой объем требований удовлетворят.

Погашать требования залогового кредитора, перед которым у должника нет денежного обязательства, например, третьим лицам нужно исходя из реальной рыночной стоимости имущества. Нельзя допустить, чтобы кредитор получил меньше, чем если бы оставил имущество себе или его продали на торгах.

ВС РФ выявил и другие недоработки судов. Он направил спор на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 01.09.2022 N 305-ЭС20-8100) 

Помощник прокурора района Ташу Арамбий

С 1 сентября при техосмотре проверяют меньше показателей безопасности ТС

Сократили перечень обязательных требований безопасности, которые предъявляют, в частности, к легковым авто при техосмотре (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 306).

С 1 сентября при техосмотре проверяют меньше показателей безопасности ТС. Операторам с 1 сентября не нужно проверять в ТС:

есть ли знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель;

отвечает ли уровень шума выпускной системы требованиям техрегламента "О безопасности колесных ТС";

есть ли в тормозной системе коррозия, которая грозит потерей герметичности или разрушением;

есть ли повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова, которое изготовитель ТС не указал в эксплуатационных документах.

Есть и другие изменения.

Напомним, водитель должен перед выездом проверить и в пути обеспечить исправность ТС. Для этого нужно учитывать в том числе список неисправностей и условий, при которых ездить нельзя. Среди них отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки в легковом авто или ряде других ТС.

Помощник прокурора района Ташу Арамбий

С 1 марта 2023 года вступят в силу правила эвакуации работников при чрезвычайных ситуациях

Правительство утвердило Правила проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2022 г. № 1654).

Согласно документу, эвакуационные мероприятия будут проводиться в том числе на основании решений руководителей организаций.

В решении руководителя определяются:

  • места сбора и (или) посадки на транспорт населения, перечень вывозимых ценностей;

  • маршруты эвакуации, способы и сроки перевоза населения, вывоза ценностей;

  • перечень транспортных средств, привлекаемых для проведения эвакуационных мероприятий;

  • перечень развертываемых пунктов временного размещения и питания, места хранения вывозимых ценностей.

При принятии решения о проведении эвакуационных мероприятий организации:

  • оповещают об этом работников и граждан, находящихся в организации, маршрутах и способах проведения эвакуационных мероприятий;

  • организуют перевозку работников и граждан в безопасные районы, а также вывоз ценностей.

Помощник прокурора района Васильева Мария

Установлены особенности в сфере лицензирования производства и оборота этилового спирта в 2022 году в отношении организаций, входящих в группу организаций

Если при переоформлении лицензии в целях включения в нее денатурированного этилового спирта на день подачи заявления место деятельности хотя бы одной организации, входящей в группу организаций, расположено на отдельных участках территории РФ (объектах), в пределах которых установлен высокий ("желтый") или критический ("красный") уровень террористической опасности, то:

- выездная оценка соответствия лицензиата обязательным требованиям не проводится;

- лицензиатом не представляется схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

К деятельности по хранению этилового спирта на основании лицензии в случае его перемещения на хранение с места осуществления деятельности, расположенного на указанных участках и объектах с высоким или критическим уровнем террористической опасности, не применяются:

- обязательное требование о необходимости иметь соответствующие установленным требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более;

- обязательное требование о распространении действия лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта, выданной организации, на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

(Постановление Правительства РФ от 14.07.2022 N 1261)

Помощник прокурора района Калиновский Дмитрий

Внесены изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ

Устанавливается, в частности, что срок временного пребывания в РФ не достигших восемнадцатилетнего возраста детей, в том числе усыновленных или находящихся под опекой (попечительством), иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, при условии нахождения их на иждивении данного иностранного гражданина продлевается на срок действия выданного (продленного, переоформленного) данному иностранному гражданину патента.

Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в РФ в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, будет проставляться в его миграционной карте.

Разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину, считается недействительным в случае, если данному иностранному гражданину выдан вид на жительство либо им приобретено гражданство РФ.

Без получения разрешения на временное проживание вид на жительство будет выдаваться в том числе:

- иностранному гражданину, осуществившему инвестиции в РФ, а также членам его семьи;

- иностранному гражданину, переселяющемуся в РФ на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами РФ о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Закреплено, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, в порядке, не требующем получения визы, имеет право без выезда за пределы РФ изменить цель визита в РФ для осуществления трудовой деятельности.

Иностранные граждане, прибывшие в РФ до 29 декабря 2021 года в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, до 10 января 2023 года:

- подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию;

- обязаны пройти медицинское освидетельствование и представить в МВД России медицинские документы и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 357-ФЗ) 

Ст.помощник прокурора района Вакалова Евгения

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда

В силу Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 правила регулируют, в частности, проведение инструктажей по охране труда, стажировок на рабочем месте, обучение оказанию первой медицинской помощи, обучение применению средств индивидуальной защиты.

Закреплены особенности обучения по охране труда на микропредприятиях.

Документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, и выданные до 1 сентября 2022 года, действительны до окончания своего срока.

Ст.помощник прокурора района Вакалова Евгения

Прокуратурой района проведена проверка по обращению матери ребенка-инвалида об отказе учреждения здравоохранения в проведении необходимого обследования.

В силу действующего законодательства государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от каких-либо обстоятельств. В ходе проверки установлено, что в связи с изменениями законодательства маленький пациент оказался в ситуации, когда вновь принятый нормативный документ, регламентирующий порядок диагностики, лечения и профилактики заболевания, еще не подлежит применению, а предыдущий уже отменен.
Указанные обстоятельства в виде невозможности применения в настоящее время каких-либо из клинических рекомендаций создают препятствия в реализации права ребенка-инвалида на своевременную и качественную медицинскую помощь.
Прокуратурой района в августе 2022 года внесено представление главному врачу ГБУЗ «Усть-Лабинская ЦРБ» МЗ КК, по результатам рассмотрения которого учреждением здравоохранения заключен договор со сторонней медицинской организацией и ребенком пройдено необходимое обследование.

Старший помощник прокурора района
младший советник юстиции                                   Е.В. Заичко


В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Перечисленные гарантированные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, их стоимость определяется органами местного самоуправления и возмещается указанной службе на основании справки о смерти в десятидневный срок со дня обращения, но не позднее шести месяцев со дня погребения.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предусмотрена выплата социального пособия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Размер такого пособия равен стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти, но не позднее шести месяцев со дня смерти.

Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Ст.помощник прокурора Вакалова Евгения

Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 8.2 Кодекса дополнена положениями о том, что выгрузка или сброс с автомототранспортных средств отходов производства и потребления вне установленных для этого объектов размещения и накопления влечет наложение административного штрафа для граждан в размере от 10 до 15 до тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.

За аналогичные действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин налагается административный штраф для граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц - от 60 до 80 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 до 120 тыс. рублей.

Кроме того, закреплена возможность фиксации указанных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Заместитель прокурора Шуткин Павел

Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ создано российское движение детей и молодежи. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным.

Основными целями движения являются:

- содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;

- содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;

- создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;

- подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.

Участниками Движения могут быть несовершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, высшего образования, и иные лица, определенные уставом Движения (участники-обучающиеся).

Участниками-наставниками могут быть совершеннолетние лица, имеющие образование не ниже среднего общего или среднего профессионального, участвующие в воспитании и организации досуга участников-обучающихся, в том числе их родители или законные представители. Они могут выполнять функции вожатых, добровольцев.

Съезд Движения является высшим руководящим органом.

Положения указанного федерального закона вступили в законную силу 14 июля 2022 года.

Ст.помощник прокурора Заичко Екатерина

С сентября 2022 года вступит в силу порядок выполнения работодателем квоты для трудоустройства инвалидов

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений. Постановление вступит в силу с 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.

Правила определяют порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидами на любое рабочее место. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.

Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета в случае уменьшения среднесписочной численности работников. Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случаях:

- наличия трудового договора, в том числе срочного, непосредственно у работодателя;

- наличия трудового договора в рамках соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем о трудоустройстве инвалидов.

Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения. Службы занятости населения оказывают работодателю содействие в подборе кадров из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов, а также реализуют иные меры, предусмотренные законодательством о занятости населения и направленные на трудоустройство инвалидов.

Ст.помощник прокурора Вакалова Евгения

С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые правила раздела долей в праве собственности на жилое помещение

Федеральным законом от 14.07.2022 № 310-ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации, в части установления новых правил раздела долей в праве собственности на жилое помещение.

Данным Федеральным законом статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 1.1, которой предусмотрено, что собственник жилого помещения не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, а обладатель доли в праве общей собственности на жилое помещение не вправе совершать действия, влекущие разделение этой доли в праве общей собственности, если в результате таких действий площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников и определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составит менее шести квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого сособственника.

Сделки, заключенные с нарушением правил, предусмотренных настоящей частью, являются ничтожными.

При этом указанные положения не распространяются на случаи возникновения права общей долевой собственности на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования, а также на случаи приватизации жилых помещений.

Кроме этого, Федеральным законом внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации. Суду предоставлено право изменить соотношение долей в общем имуществе супругов также в случае, если один из них совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов, в том числе совершал без согласия другого супруга сделки по отчуждению общего имущества, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию другого супруга.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Внесенные в Семейный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации поправки применяются к отношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего закона.

Помощник прокурора Ташу Арамбий

Ужесточена административная ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, лишенным прав

Федеральным законом от 14.07.2022 № 257-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, статья 12.7 Кодекса дополнена частью 4, согласно которой, повторное совершение административного правонарушения, выразившееся в управлении транспортным средством водителем, лишенным права управления им, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 тыс. рублей или обязательные работы на срок от 150 до 200 часов.

Настоящие изменения вступили в законную силу 25 июля 2022 года.

Заместитель прокурора Шуткин ПАвел

В Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» внесли дополнение в части побочных продуктов производства

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен новой статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».

Начиная с 01.03.2023, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества, предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ либо предметов в федеральный классификационный каталог отходов.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет таких побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражается в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

При обращении с такими побочными продуктами производства в виде складирования, хранения, транспортировки, обработки, в том числе обезвреживания и использования, не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

Запрещена также передача третьим лицам таких продуктов в случае их несоответствия требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением некоторых случаев. Так, побочные продукты производства признаются отходами в случае:

1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства.

Помощник прокурора Ташу Арамбий

Вместо фактического места рождения ребенка может быть указано место жительства родителей либо одного из родителей

Федеральным законом от 28.06.2022 № 224-ФЗ внесены изменения в статью 15 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с положениями данной статьи, в записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден (государства, субъекта Российской Федерации, административно-территориального образования иностранного государства, наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования).

Согласно внесенным изменениям, по желанию родителей либо одного из родителей вместо фактического места рождения ребенка, родившегося на территории Российской Федерации, может быть указано место жительства родителей или одного из родителей на территории Российской Федерации.

Изменения вступили в законную силу с 28 июня 2022 года.

Помощник прокурора Васильева Мария

О новом порядке назначения инвалидности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены новые Правила признания лица инвалидом. Правилами определено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

При этом, теперь граждане смогут самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы – очный, при личном присутствии или заочный. Однако, в определенных случаях, по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) экспертиза проводится только с личным присутствием гражданина, а именно:

- наличия в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро) сведений о соответствующем предпочтении гражданина (его законного или уполномоченного представителя);

- невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

- выявления несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих гражданина на медико-социальную экспертизу, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;

- необходимости обследования гражданина с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала;

- если целью медико-социальной экспертизы гражданина, ранее признанного инвалидом, является разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) и устранения технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок либо подобных ошибок);

- если гражданин является получателем социальных услуг в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

С 1 июня 2023 года экспертизу также можно будет пройти дистанционно – с применением информационно-коммуникационных технологий. В таком формате экспертиза будет проводиться: в случае обжалования гражданином решения бюро в главное бюро, в Федеральное бюро по его желанию; при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за принятыми решениями; для дачи консультации бюро в рамках программы дополнительного обследования.

С 1 января 2024 г. заочная экспертиза будет проводиться без доступа к персональным данным гражданина (по обезличенным документам). Направления на проведение экспертизы будут распределяться с помощью информационной системы между бюро регионов независимо от места жительства гражданина. Персональные данные гражданина будут отражены в справке об инвалидности с указанием группы и индивидуальной программе реабилитации инвалида. Решение будет направляться гражданину в личный кабинет на портале госуслуг или по почте. Если гражданин не согласен с решением, он сможет его обжаловать в бюро по месту жительства.

Постановление, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки, вступило в силу с 1 июля 2022 года.

Помощник прокурора Васильева Мария

Расширен список лиц, подлежащих уголовной ответственности за нанесение побоев

Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ внесены изменения в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Нанесение побоев»), расширяющие список лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение указанного преступления.

Если ранее по статье 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не причинивших легкого вреда здоровью, могло быть привлечено лицо, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, то с 09.07.2022 уголовная ответственность наступает также в случае нанесения побоев или совершения иных насильственных действий лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.

При этом ужесточена уголовная ответственность за совершение указанного преступления. Наказание виновному может быть назначено в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на тот же срок, либо ареста на срок до 6 месяцев.

Помощник прокурора Васильева Мария

Об отпуске без сохранения заработной платы и оплате простоя

В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ простой по вине работодателя вводится по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается в случае простоя.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

В отличие от простоя в отпуск без сохранения заработной платы можно направить работников только на основании личных заявлений в соответствии с требованиями ст. 128 ТК РФ. Работодатель по собственной инициативе не может направить сотрудников в административный отпуск, поскольку такие отпуска трудовым законодательством не предусмотрены, и  не может заменять отпуском без сохранения заработной платы период простоя.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

- участникам Великой Отечественной войны до 35 календарных дней в году;

- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением службы, - до 14 календарных дней в году.

Кроме этого, работодатель не вправе отказать в предоставлении отпуска без сохранения зарплаты работающим инвалидам до 60 календарных дней в году; работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Помощник прокурора Васильева Мария


13.07.2022 года  по адресу: г.Усть-Лабинск, ул. Ободовского 31, и.о. прокурора района Шолоховым  Ф.А.  будет осуществлен прием граждан, покинувших территорию ДНР и ЛНР, по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина.


Прокуратурой района по результатам проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в апреле 2022 года в отношении заместителя главы муниципального образования Усть-Лабинский район возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, основанием для которого послужило нарушение прав субъектов малого предпринимательства на своевременную оплату исполненных обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан.

Управлением федеральной антимонопольной службы в Краснодарском крае должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, назначен административный штраф в размере 30000 руб.

Старший помощник прокурора района младший советник юстиции   Е.В. Заичко


Ответственность собственников земельных участков за ненадлежащее их использование


СОГЛАСОВАНО 

И.о. прокурора Усть-Лабинского района 

младший советник юстиции

_________________ Ф.А. Шолохов

«07»июня2022 года
 

Прокуратурой района проведена проверка по информации ОА «Водопровод» по факту отключения жителей ул.Заводской Усть-Лабинского городского поселения от холодного водоснабжения ООО «НМЭЗ».

Установлено, что в результате противоправных действий ООО «Флорентина» нарушены права около 700 жителей Усть-Лабинского городского поселения на бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение.

В связи с чем прокуратурой района незамедлительно руководителюООО «НМЭЗ» внесено представление, а также организованна процессуальная проверка по признакам ст.330 УК РФ.  

В результате принятых мерводоснабжение населения оперативно восстановлено.  

 

Ст.помощник прокурора района                                                      Е.А. Пустовит


Законодателем расширены полномочия должностных лиц органов и учреждений уголовно – исполнительной системы в сфере профилактики правонарушений

С 06.06.2022 вступают в силу изменения в Федеральный закон                          от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Согласно новым изменениям, сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы смогут объявлять подозреваемым, обвиняемым, а также осужденным официальное предостережение                            «о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения». В случае отказа исполнять предостережение нарушитель будет привлечен к ответственности.

Предостережение – это важная мера профилактического воздействия.   В настоящее время полномочиями объявлять предостережения обладают работники прокуратуры, а также сотрудники полиции и федеральной службы безопасности.

 Помощник прокурора района Васильева Мария

Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности

Постановлением Конституционного суда Российской                     Федерации от 17.05.2022 № 19-П часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня, как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Впредь, до внесения в законодательство об административных правонарушениях соответствующих изменений срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должен исчисляться начиная со дня совершения административного правонарушения.

Ст.помощник прокурора района Вакалова Евгения

О порядке взыскания морального вреда, причиненного в результате преступления

Прокуратура Усть-Лабинского района  разъясняет, порядок взыскания морального вреда, причиненного в результате преступления.

Гражданский иск о компенсации морального вреда может быть предъявлен по уголовному делу, когда такой вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Согласно ч. 1 ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам, либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Если потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть человека, признаны несколько близких родственников и (или) близких лиц погибшего, а при их отсутствии или невозможности участия в уголовном судопроизводстве – несколько его родственников, то каждый из них вправе предъявить гражданский иск, содержащий самостоятельное требование о компенсации морального вреда.

При рассмотрении иска о взыскании морального вреда судом учитывается, в том числе, характер причиненных потерпевшему физических и (или) нравственных страданий, степень вины подсудимого, его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При установлении фактов противоправного или аморального поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, эти обстоятельства также учитываются судом при определении размера компенсации морального вреда.

Помощник прокурора района Калиновский Дмитрий


Профилактика в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


По иску прокуратуры Усть-Лабинского района суд признал бесхозяйной и обратил в собственность государства конфискованную алкогольную продукцию

По результатам проверки прокуратуры Усть-Лабинского района установлено, что в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере оборота алкогольной продукции сотрудниками ОМВД России по Усть-Лабинскому району за период с 2013 года по 2015 год изъята алкогольная продукция в количестве 86,5 литров и помещена на хранение на склад администрации МО Усть-Лабинский район, при этом изъятая алкогольная продукция обезличена, поскольку данные указанные на бирках выгорели, либо размыты.
Вышеуказанная алкогольная продукция подлежала конфискации на основании вступивших в законную силу постановлений судов, однако до настоящего времени судебные приставы-исполнители не обратились в ОМВД России по Усть-Лабинскому району с целью востребования алкогольной и спиртосодержащей продукции в части исполнения судебных постановлений о конфискации указанной алкогольной продукции. Также не поступалив ОМВД России по Усть-Лабинскому району обращения от собственниково возврате алкогольной продукции.т.е. алкогольная продукция имеет признаки бесхозяйной.
Изъятая продукция длительное время находится на хранении в администрации МО Усть-Лабинский район. Финансирование затрат органов исполнительной власти, связанных с хранением изъятой алкогольной продукции осуществляется из средств соответствующих бюджетов, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.
Действуя в интересах Российской Федерации, и.о. прокурора Усть-Лабинского района обратился в суд с иском о признании вышеуказанной алкогольной продукции бесхозяйной и передачи ее на уничтожение в порядке, предусмотренном Правительством РФ от 28.11.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решением Усть-Лабинского районного суда от 18.04.2022 иск прокурора удовлетворен.


В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей сотрудники прокуратуры Усть-Лабинского района посетили жителей муниципалитета, чье детство прошло в нацистских концентрационных лагерях.

В делегацию, возглавляемую и.о. прокурора района С.И.Чеботаревым, вошли  заместитель прокурор района П.А. Шуткин, старший помощник прокурора района Е.А.Пустовит, помощник прокурора района А..А. Ташу.
Сотрудники прокуратуры района встретились с 7 бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, созданных фашистами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Встреча была наполнена воспоминаниями и сердечным общением
Сотрудники прокуратуры района заверили, что в случае необходимости жители муниципалитета могут обращаться в прокуратуру для   решения социально-бытовых вопросов.
«Наш долг – помнить о бесчеловечных по своей сути нацистских преступлениях и  окружить заботой и вниманием людей, чье детство было опалено войной» - отметили в прокуратуре Усть-Лабинского района.


Прокуратурой района проведена проверка в одной из школ г. Усть-Лабинска на предмет соблюдения законодательства при расчете компенсации стоимости питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование на дому.

В ходе проверки выявлено нарушение прав обучающихся на получение компенсации стоимости питания в полном объеме, что послужило основанием для внесения в марте 2022 года представления прокуратурой района директору образовательной организации.

По результатам рассмотрения представления нарушения устранены в полном объеме, 25 обучающимся произведен перерасчет компенсации стоимости питания на общую сумму около 74 тыс. рублей.

 


В Усть-Лабинском районе по инициативе прокуратуры за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан оштрафован начальник Управления образованием

Прокуратура Усть-Лабинского района провела проверку соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район. По ее итогам начальник Управления образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский районпривлечен к административной ответственности.
Установлено, что по результатам рассмотрения обращения гражданина о многочисленных нарушениях закона, допускаемых со стороны руководства детского сада,чиновникнаправил заявителю ответ, не содержащий всесторонней, объективной информации по всем поставленным в обращении вопросам.
В связи с этим заместитель прокурора Усть-Лабинского района возбудил в отношении руководителя органа местного самоуправления дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан).
Мировой судья судебного участка Усть-Лабинского района, рассмотрев представленные прокуратурой материалы, привлек чиновника к административной ответственности в виде штрафав размере 5 тыс. рублей.

В связи с многочисленными публикациями в СМИ, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации железнодорожного переезда в п. Двубратском.

По результатам выявлены многочисленные нарушения при содержании вышеуказанного переезда, что послужило основанием для внесения представления в адрес руководителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по краю. Устранение выявленных нарушений поставлено на контроль. Прокуратурой района инициировано привлечение виновных лиц к административной ответственности.

 


Прокуратурой Усть-Лабинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения.

Поводом для прокурорской проверки послужили обращения граждан.

По результатам надзорных мероприятий установлено, что в нарушение действующего законодательства, пациенты  госпиталя, развернутого на базе ГБУЗ «Усть-ЛабинскаяЦРБ», ввиду поломки системы компьютерной томографиилишены гарантированного государством права обследования.

В связи с чем, прокуратурой района внесено представление в адрес Министерства здравоохранения Краснодарского края. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования Министерством приняты меры к ремонту диагностического медицинского оборудования, нарушения устранены, права пациентов госпиталя восстановлены. 

Старший помощник прокурора района         Е.А. Пустовит 

 


Рассмотрение обращений граждан - одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.


Прокуратурой района на системной основе проводится мониторинг изменений федерального и регионального законодательства.

В органы местного самоуправления направляются информационные письма о необходимости внесения изменений и дополнений в действующие НПА, в связи с изменениями федерального и регионального законодательства. Это позволяет органам местного самоуправления своевременно приводить в соответствие действующие правовое акты и разрабатывать новые.

По информационным письмам прокуратуры в текущем году вносились изменения вадминистративные регламенты по предоставлению муниципальных услуг.

В случае несвоевременного принятия мер к приведению нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с изменениями законодательства, по информационным письмам прокуратуры района, принимаются меры прокурорского реагирования.

По протестам прокурора признаны утратившими силу постановления администраций муниципальных образований, которыми утверждены административные регламенты осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности и административные регламенты осуществления муниципального контроляза соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, так как с 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Указанные виды муниципального контроля исключены из полномочий органов местного самоуправления.

В целях оказания помощи, в порядке нормотворческой инициативы, в органы местного самоуправления направлены модельные НПА:

- «Об утверждении Порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином»;

- «Об утверждении  типовой формы договора о внесении в бюджет муниципального образования инициативных платежей, предназначенных для реализации инициативных проектов на территории, части территории муниципального образования»;

- «Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений поселения Усть-Лабинского района, и лицами, замещающие эти должности».

Работа в этом направлении продолжается.

 


Прокуратура Усть-Лабинского района защитила права гражданина на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом

Надзорными мероприятиями установлено, что по заключению врачей 29-летней жительнице г. Усть-Лабинска, страдающей лобной эпилепсией, необходимо на постоянной основе принимать лекарственный препарат «Кеппра», однако при обращении в льготный отдел одной из сети аптеки данный препарат ей выдать отказались ввиду его отсутствия. Более 6 месяцев лекарственный препарат жительнице города не выдавался, чем нарушены ее гарантированные государством права на своевременное бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.

По данному факту прокурор района обратился в суд с исковым заявлением об обязании обеспечения лекарственным препаратом, которое судом первой инстанции удовлетворено, а судом апелляционной инстанции оставлено без изменения, решение суда обращено к немедленному исполнению.

В настоящее время после прокурорского вмешательства пациент обеспечен необходимым лекарственным препаратом.

Помощник прокурора района                                                           А.А. Ташу

 


Информация, предназначенная для обновления рубрик официальных интернет – представительств Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры края

 

Харько Наталья Николаевна

Глава Александровского Сельского Поселения Усть-Лабинского Района

Полезные ссылки